Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека

На что можно пожаловаться

Полномочия Европейского суда по правам человека ограничены условиями приемлемости, которые определяют, когда, кто и с какой претензией может в него обратиться. Рассмотрение возможно только в том случае, если жалоба:

  • направлена против страны, ратифицировавшей Конвенцию или Протоколы (полный список участников можно посмотреть на сайте echr.coe.int/applicants);
  • приведенные в иске обстоятельства касаются нарушений со стороны органов власти (исполнительной, законодательной и т. д.);
  • подается от заявителя, который столкнулся с нарушением своих основополагающих прав, т. е. он имеет «статус жертвы»;
  • касается нарушения одного или нескольких прав человека, закрепленных Конвенцией и Протоколами.

Подать иск в Европейский суд по правам человека можно только при условии, что потерпевший предоставил органам власти определенное время на устранение нарушений своих прав. Это означает, что сначала были поданы иски во все доступные судебные и другие инстанции на государственном уровне, но это не принесло желаемого результата (было зафиксировано «исчерпание средств правовой защиты»).

Внимание! Более 90% полученных в ЕСПЧ обращений остаются без рассмотрения, так как не соответствуют условиям приемлемости.

Как подать жалобу

В ст. 34 «Конвенции по защите прав человека и основных свобод» говорится, что граждане, негосударственные предприятия или объединение иных частных структур каждой из стран участниц Европейской конвенции могут пожаловаться на бездействие своего государства и попросить защиты в ЕСПЧ.

При этом необходимо соблюсти главные условия:

  1. заявители использовали возможные пути и способы защиты на национальном уровне;
  2. подать жалобу в установленные сроки – не позднее 6 месяцев с момента последнего вынесения решения по делу.

Перечислим основные причины, являющиеся поводом для подачи прошения:

  • нарушено право на вероисповедание, выбор религии;
  • не реализовано право на свободные выборы;
  • потерпевшая сторона требует денежной компенсации после отмены решения по рассмотренному гражданскому делу;
  • нарушается неприкосновенность личной и частной жизни;
  • нарушены нормы судебного разбирательства по гражданскому делу и другие.

Важно! Попытка направить жалобу основаниям, не относящимся к компетенции ЕСПЧ, завершится возвратом заявления без рассмотрения.

Основное правило принятия прошения – пройти все национальные судебные инстанции, в этом случае к ним относятся:

  • рассмотрение в судебных органах первой инстанции;
  • подача апелляции;
  • проверка вышестоящими органами ранее принятого решения – процедура кассации;
  • дождаться второй кассации.

Только дождавшись решения Судебной коллегии в Верховном суде РФ после кассации, можно направлять жалобу в Страсбургский суд, заявление будет рассмотрено, при отсутствии ошибок в заполнении.

Представим схематично основные шаги, которые необходимо сделать, чтобы добиться справедливости.

Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека

Жалоба направляется только в строго установленном формуляре, любое отклонение от правил заполнения приведет к отказу в приеме.

Кроме того, существует ряд других ситуаций, когда секретариат Европейского суда отклонит прошение:

  • обращение носит анонимный характер;
  • в документе содержится недостоверная информация;
  • не приложены копии судебных решений Российских судебных органов;
  • жалоба подана не на государство, а на частные структуры.

Если вы самостоятельно подаете жалобу в Страсбургский суд, то в этом случае процедура бесплатная, так как в ЕСПЧ не берутся сборы и пошлины за рассмотрение обращения. Потребуется только оплатить почтовые услуги.

При необходимости обращайтесь за помощью к юристу, имеющего положительный опыт ведения дел с ЕСПЧ. Цена юридических услуг определяется индивидуально и зависит от сложности дела.

The Registrar

European Court of Human Rights Council of Europe

67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE.

В виду того, что для рассмотрения необходима бумажная версия формуляра, заверенная подлинными подписями потерпевших и уполномоченного представителя, ЕСПЧ не принимает жалобы, поступившие по факсу.

После получения всех материалов по делу будет заведено отдельное досье, в котором будет храниться вся переписка с потерпевшим и предоставленные им доказательства. Предварительно Секретариат проверит правильность заполнения формуляра и удостоверится, что для рассмотрения дела были переданы все обозначенные приложения.

Внимание! В случае отказа ранее присланные материалы не возвращаются, поэтому при подаче иска лучше направлять копии, а не оригиналы документов.

Если Секретариат принял жалобу и открыл дело, то ему присваивается определенный номер, который гражданин должен будет указывать при последующей переписке с ЕСПЧ. Такая информация вместе с набором уникальных наклеек со штрих-кодом будет передана потерпевшему почтовым письмом, которое придет на адрес, указанный в иске (такую наклейку необходимо будет наклеивать на каждое письмо, которое будет направляться в Европейский суд по правам человека)

Если принятый иск соответствует требованиям приемлемости, то выносится решение о его принятии к производству или о предоставлении дополнительных доказательств, если это необходимо для объективного рассмотрения дела.

В соответствии с положениями Европейской Конвенции, слушание по существу проводится по инициативе Палаты или одной из сторон, если на этапе изучения вопроса о приемлемости такое рассмотрение осуществлено не было.

Гражданин вправе потребовать выплату справедливой компенсации в письменном виде, предоставив соответствующее требование не позже, чем за 2 месяца до даты принятия решения о приемлемости претензии.

К процессу может быть привлечена третья сторона, в роли которой может выступать другое государство или частное лицо.

В качестве одного из вариантов решения конфликта может быть предложено его дружественное урегулирование, если это уместно в контексте изложенной в претензии проблемы. Такие переговоры со сторонами носят конфиденциальный характер и не должны наносить ущерб доводам, которые приводятся участниками в процессе разбирательства спора (полученные в ходе переговоров сообщения или договоренности не будут использоваться в виде ссылок или уступок, если не удалось добиться дружественного урегулирования конфликта).

Пакет документов

В соответствии с правилами Регламента ЕСПЧ, подать жалобу можно на языке любой страны – члена Совета Европы (в том числе и на русском языке). Гражданин России может обратиться в Международный суд для защиты своих прав, предоставив такие документы:

  • правильно заполненный формуляр установленного образца;
  • доверенность, бланк которой следует заполнить в том случае, если на момент обращения в Суд у истца не было представителя или он желает его сменить в процессе рассмотрения дела;
  • приложения, которые могут быть использованы ЕСПЧ;
  • если с претензией обращается больше 5-ти потерпевших, то в качестве дополнительного материала суду потребуется таблица с их персональными данными, которую следует приложить к жалобе.

Секретариат Международного суда вправе запросить дополнительные разъяснения, в то время как заявитель должен будет в течение 6-ти месяцев с момента получения такого требования предоставить необходимые материалы. В противном случае дело будет закрыто, а досье – уничтожено.

Важно! ЕСПЧ рассматривает иски о нарушении прав человека без оплаты пошлины (бесплатно).

Правила оформления

Заполните формуляр точно, кратко, достоверно, без искажения информации и только по существу спорного вопроса.

Перечислим основные пункты, которые будут отражены в документе:

  • сведения о заявителе и его адресе проживания;
  • описать суть – в чем именно нарушены права;
  • перечислить все действия, предпринятые для защиты своих прав в РФ;
  • высказать свою просьбу (например, отменить решение или выплатить денежную компенсацию);
  • перечислить все судебные решения по делу и приложить их копии;
  • Поставить личную подпись и дату заполнения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт
Adblock detector