Что такое ведомственное жилье

Нормативно-правовая база

Прежде всего необходимо отметить, что ведомственное жилье бюджетных учреждений должно быть оформлено в качестве специализированного жилого фонда, так как в противном случае оно может стать неведомственным.

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. При этом в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

  • частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;
  • государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ) и ее субъектам (жилищный фонд субъектов РФ);
  • муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, с учетом того, что в соответствии с действующим законодательством имущество не может принадлежать на праве собственности государственным и муниципальным учреждениям, ведомственное жилье таких учреждений не может быть отнесено к частному жилищному фонду. Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности РФ и ее субъектам и при этом находящиеся в оперативном управлении государственных бюджетных учреждений (федеральных или субъектов РФ), входят в состав государственного жилищного фонда.

Граждане, проживающие в ведомственном жилищном фонде, имеют право на приватизацию жилого помещения в соответствии с Законом N 1541-1 {amp}lt;1{amp}gt;. Это было разъяснено, в частности, Постановлением Пленума ВС РФ от 24.08.1993 N 8 {amp}lt;2{amp}gt;.

Статья 2 Закона N 1541-1 предоставляет гражданам, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма право приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами РФ и ее субъектов, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Частью 1 ст. 4 Закона N 1541-1 установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. В то же время ч. 2 данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Согласно ст. 4 Закона N 1541-1 жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. Следует также подчеркнуть, что приватизировать можно только изолированное жилое помещение (квартиру или комнату), поскольку согласно ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не является самостоятельным предметом договора социального найма.

Таким образом, на балансе учреждений может быть ведомственное жилье, оформленное в качестве специализированного жилищного фонда, к которому согласно п. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся общежития (в том числе для сотрудников) и служебные жилые помещения.

Правила предоставления и пользования специализированными жилыми помещениями установлены разд. IV ЖК РФ. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договоры найма специализированных жилых помещений (включая типовой договор найма жилого помещения в общежитии).

Общежитием могут быть специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо их части. Комнаты в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания предметами. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ст. 94 ЖК РФ).

К служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. В качестве служебных жилых помещений в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и их часть. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений.

Согласно п. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются только по соответствующим договорам найма на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц. В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Согласно ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях должны предоставляться из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключают на период работы или прохождения обучения, в связи с чем прекращение работы в бюджетном учреждении является основанием для расторжения этого договора.

В договоре найма указывают также членов семьи нанимателя, однако наниматель не вправе обменивать занимаемое жилое помещение, а также передавать его в поднаем. Граждане, проживающие в общежитии, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, кроме случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ. Обращаем ваше внимание на то, что работники, проживающие в общежитиях, не имеют право требовать предоставления им освободившихся комнат.

В договоре найма жилого помещения в общежитии конкретизируются основные права и обязанности сторон. Исходя из требований, предъявляемых законодательством к общежитиям, проживающие в общежитии работники бюджетных учреждений имеют право:

  • пользоваться предоставленным жилым помещением, помещениями культурно-бытового и иного назначения;
  • требовать своевременной замены пришедших в негодность мебели, постельных принадлежностей и другого инвентаря общежития, а также устранения недостатков в жилищно-бытовом обслуживании.

Проживающие в общежитии работники бюджетных учреждений обязаны:

  • использовать предоставленную им жилую площадь в соответствии с ее назначением;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические правила;
  • обеспечивать сохранность жилых помещений, бережно относиться к санитарно-техническому и иному оборудованию, инвентарю;
  • своевременно вносить плату за пользование жилой площадью;
  • соблюдать правила содержания придомовой территории.

Администрация общежития обязана обеспечить:

  • создание необходимых жилищно-бытовых условий для проживающих в общежитии;
  • своевременную выдачу проживающим мебели, постельных принадлежностей;
  • ознакомление вселяемых с правилами внутреннего распорядка, а также с правами и обязанностями проживающих в общежитии;
  • надлежащее содержание жилых помещений, подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, а также придомовой территории;
  • сохранность имущества граждан, проживающих в общежитии;
  • вселение рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в общежитие в строгом соответствии с выданными им ордерами.

Администрация бюджетного учреждения обязана:

  • передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение в общежитии, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
  • содержать жилые помещения в общежитии в соответствии с установленными санитарными и техническими правилами;
  • своевременно проводить текущий и капитальный ремонт общежития;
  • содержать в надлежащем состоянии придомовую территорию;
  • утвердить правила внутреннего распорядка в общежитии;
  • оказывать необходимые коммунальные и другие услуги для нанимателя;
  • обеспечивать финансирование расходов на содержание общежития;
  • обеспечивать надлежащую эксплуатацию и своевременный ремонт общежития, бесперебойную работу инженерного оборудования.

Договор найма служебного жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении такого помещения. Наймодателем является государственное или муниципальное бюджетное учреждение, за которым на праве оперативного управления закреплено служебное жилое помещение. Данный договор заключается на период трудовых отношений.

В нем определяются предмет договора, права и обязанности сторон относительно пользования служебным жилым помещением. Размер, порядок и срок внесения платы за пользование служебным жилым помещением и оказание коммунальных услуг устанавливаются в договоре в соответствии с требованиями, предусмотренными для него.

Определение служебного и ведомственного жилья

Согласно Жилищному кодексу РФ все помещения, используемые как жилье, делятся на несколько категорий:

  • Муниципальное жилье, занимаемое гражданами по найму (социальному);
  • Специализированное жилье, в которое входят жилые помещения, используемые для проживания граждан в течение определенного времени (например, пока идет капремонт, или ожидается расселение аварийного дома), общежития, и служебные помещения.

Служебным является жилье, предоставляемое не в собственность, и не по договору соцнайма, а на время работы (трудового договора) в организации, которой это жилье принадлежит. Если работник уволен/уволился, он и его семья обязаны освободить помещение (за исключением прямо перечисленных в законе случаев, связанных со смертью нанимателя, его профессиональным увечьем, болезнью, наличием детей-сирот и т. д).

Ведомственное жилье — это то же самое, что и служебное?

Часто в обыденной жизни граждане оперируют понятием «ведомственное жилье», смешивая его со служебным. Интересно, что ни Жилищный, ни Гражданский кодексы нашей страны не содержат такого определения. Под ведомственным обычно понимают государственнное жилье, находящееся в оперативном управлении или ведении различных госорганов и организаций, предоставляемое на определенных основаниях и на время.

К примеру, лица, занимающие выборные государственные должности (могут на время проживать в таком жилье). Ведомственное жилье может находиться и в собственности негосударственных организаций. В эпоху приватизации предприятий и перехода их от государственной к частной системе собственности, значительная часть жилого фонда предприятий и ведомств бывшего СССР перешла к новым, частным собственникам.

Плата за жилье

Плата за пользование служебным жилым помещением или жилым помещением в общежитии и предоставление коммунальных услуг не должна превышать размера оплаты жилья и коммунальных услуг, предусмотренного для нанимателей, проживающих по договору социального найма.

Удержание платы за проживание в общежитии или служебных жилых помещениях из заработной платы работника бюджетного учреждения возможно только по заявлению самого работника. Это связано с тем, что в зависимости от оснований выделяют три вида удержаний:

  1. обязательные (например, алименты, удерживаемые в силу исполнительного листа), производимые на основании установленных федеральными законами (в том числе ТК РФ) норм;
  2. удержания по инициативе работодателя (за причиненный работодателю материальный ущерб, неотработанный аванс, выданный в счет причитающейся заработной платы, и др.). Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности перед работодателем могут производиться лишь в случаях, определенных ст. 137 ТК РФ;
  3. удержания, производимые по инициативе работника, согласованные с работодателем (кредиты, ссуды, займы; профсоюзные взносы и др.). Именно к этому виду относится удержание платы за проживание в общежитии или служебном жилом помещении.

Поэтому удержание платы по инициативе бюджетного учреждения возможно только в случае наличия у работника задолженности по таким платежам, но лишь после получения соответствующего исполнительного листа на основании решения суда. Во всех остальных случаях удержание осуществляется исключительно на основании заявления самого работника.

А нужно ли приватизировать кооперативную квартиру?

Жилищное право {amp}gt; Приватизация {amp}gt; Служебное жилье {amp}gt; Ведомственное жилье — это служебная квартира, можно ли ее приватизировать

Служебное, или ведомственное, жилье выдается сотрудникам предприятий на время выполнения работы

Ведомственное жильё — это, другими словами, служебное жилое помещение. Оно выдаётся людям на период выполнения определённой работы.

Простым языком, человек едет работать по распределению в другой город. Там работодатель предоставляет ему квартиру или дом.

Его могут получить как специалисты, так и служащие. Каждый человек мечтает о своём собственном жилище, которое впоследствии он сможет передать детям и внукам.

По закону такой вид жилья можно приватизировать, но на определённых условиях. Рассмотрим подробно, что такое служебное жильё и как перевести его в личную собственность.

Обычно ведомственное жилье выдается на период, необходимый для выполнения сотрудниками работ в другом городе

Подобное жилище необходимо людям при исполнении их трудовых функций. То есть, к примеру, человек приезжает в другой город для работы, организация предоставляет ему служебную квартиру.

Если рассматривать многоквартирный дом, то предоставляться могут как все квартиры, так и часть из них в качестве служебного жилья.

Полное понятие служебного жилья определяет Жилищный Кодекс РФ.

На такой тип недвижимости вправе рассчитывать следующие категории лиц:

  • служащие и рабочие различных организаций, также медики и учителя;
  • военнослужащие;
  • чиновники и депутаты.

Чтобы человек мог вселиться в такую квартиру следует составить договор социального найма.

Важно понимать, что к составлению такого документа предъявляется ряд требований:

  1. В этом случает должен присутствовать документ, свидетельствующий о праве заключения такого договора. Раньше это был ордер на ведомственное служебное жилье.
  2. Договор заключается строго в письменном виде. Никаких устных договорённостей здесь быть не может.
  3. В этом документе прописываются все члены семейства, которые будут проживать совместно с нанимателем. Это важный момент, так как в случае непредвиденных обстоятельств семья будет застрахована.

Подобные отношения заключаются специальным договором, который не больше времени действия трудового договора.

Когда наниматель увольняется, или возможно, заканчивается его контракт, ему и членам его семейства придётся искать иное жилище самим. Конечно, если его не примут на работу в эту же организацию снова. Или не заключат новый контракт.

В индивидуальных ситуациях выселение из ведомственного жилья не происходит на общих основаниях:

  • когда на служебной площади проживает семейство погибшего или без вести пропавшего служащего, и даже обычного рабочего;
  • наниматель вышел на пенсию по старости;
  • работник или служащий получил инвалидность первой,
  • второй группы, в процессе выполнения трудовых обязанностей: несчастный случай, болезнь и тому подобное;
  • нельзя выселить в никуда детишек сирот.

Что такое ведомственное жилье

Все вышеперечисленные категории лиц могут быть выселены только с предоставлением иного жилища в этом же населённом пункте.

Когда люди, потерявшие право проживать на территории служебного жилища не желают освободить помещение, появляется необходимость в его выселении.

Законно сделать это можно только по решению суда.

Существует ряд оснований для выселения со служебного помещения:

  • окончания срока действия договора, то есть увольнение человека;
  • невнесение оплаты за квартиру;
  • порча недвижимости;
  • использование жилища не по назначению;
  • смена места жительства квартиросъёмщика;
  • замена собственника.

Это самые распространённые причины выселения по соглашению сторон, а также через судебную инстанцию. В суде обязательно обосновать причину выселения людей.

Приватизация ведомственного жилья возможна только в том случае, если предприятие, являющееся владельцем недвижимости примет соответствующее решение

По законодательству владельцы жилищного фонда самостоятельно принимают решения разрешать приватизацию служебного жилища или нет.

Что такое ведомственное жилье

Кроме того, организация и учреждения так же вправе определять подлежит ли приватизации то или иное служебное помещение.

Конечно не каждый собственник желает отдать недвижимость. Соответственно наниматели натыкаются и на отказ. На основании закона судебная инстанция тоже, в большинстве случаев, отказывает квартиросъёмщикам в возможности приватизировать такую недвижимость.

Основанием этого служит право собственника самостоятельно принимать решение о приватизации.

Тем не менее, для нанимателей закон оставил выход. Эта процедура возможна, если сама организация собственник даст своё разрешение на процесс приватизации. Заставить такие организации дать согласие невозможно.

Есть ряд условий, при которых человек вправе претендовать на приватизацию ведомственного жилья:

  • он должен отработать у этого работодателя больше десяти лет;
  • срок проживания на служебной территории тоже должен превышать 10 лет.

Эти рамки утверждены законодательством, с целью защитить интересы работодателей. Каждый человек согласится, что они разумны.

Ведь если бы не было временных ограничений, ведомства замучились бы выдавать квартиры в собственность. Каждый человек старался бы устроиться на работу, где выдают такое жильё с правом последующей приватизации.

Приватизацию ведомственного жилья начинают с написания заявления, будет ли она произведена — решит собственник

Самое первое, что необходимо сделать человеку при возникновении желания приватизировать ведомственное жильё, это написать заявление собственнику: администрации, ведомству или предприятию.

Подобные прошения рассматриваются около двух месяцев. Здесь может быть два решения: либо владелец согласен на эту процедуру, либо нет.

Следует понимать, что для приватизации жилья нужно сделать, чтоб оно перестало быть служебным.

Рассмотрим подробно, что для этого требуется сделать:

  1. Владелец должен передать ведомственное жилье в собственность местным органам власти. То есть заключается соответствующее соглашение.
  2. После завершения процедуры передачи, человек должен подать ходатайство в местный муниципалитет.

Совместно с ним следует собрать пакет документации:

  • ксерокопия паспорта;
  • документация на квартиру: выписка из технического паспорта и тому подобное.

Прошение заявителя рассматривается и принимается решение на заключение договора о приватизации недвижимости. Если в документации что-то будет не в порядке, муниципалитет может отказать в проведении приватизации жилья.

Заявитель имеет право исправить недочёты и обратиться с заявлением на приватизацию снова. Когда не выявляется никаких препятствий для проведения данной процедуры, муниципалитет принимает решение заключить договор.

После этого вся документация регистрируется в Рос реестре. После этого приватизация ведомственного жилья считается успешно завершенной.

Когда эта процедура проведена, процесс приватизации осуществляется на общих основаниях, так как квартира уже используется по договору социального найма.

Получить право на приватизацию ведомственной квартиры через суд — дело весьма проблематичное

Не всегда администрация или ведомство дают согласие на приватизацию ведомственного жилья.

Когда поступает отказ в проведении этой процедуре можно попробовать обратиться в судебную инстанцию.

Для этого нужно подать исковое заявление на одну из организаций:

  • Работодателю, если он отказывается передать недвижимость в собственность муниципалитета.
  • Муниципальной организации, с требованием провести процесс приватизации и заключить соответствующий договор.

Конечно, попробовать стоит решить вопрос в судебном порядке. Но шансов здесь практически нет. Так как заставить отдать свою собственность суд, вряд ли, посчитает правомерными такие действия.

Для того, чтобы это произошло должны быть достаточно веские основания.

Добиться перевода ведомственной квартиры в личное владение через судебную инстанцию, можно только, если жильё не оформлено надлежащим образом.

Тут важно заранее узнать был ли официальные перевод жилища в служебную категорию и есть ли регистрация этого факта в Рос реестре.

Только в таком случае получится в судебном порядке получить недвижимость в личное владение. Кроме того, муниципалитет тоже не всегда торопится принимать положительное решение о возможности приватизации недвижимости.

В законодательстве нет положений, обязывающих владельцев служебного жилищного фонда изменять статус своей собственности

Судья, при наличии веских оснований, принимает положительное решение о приватизации занимаемых площадей.

Тем не менее, важно понимать, что ни одна судебная инстанция не может обязать хозяина недвижимости к заключению подобных договоров.

Следует понимать, что переводить в личное владение жильё, относящееся к ведомственному типу, невозможно, когда человек уже использовал подобное право.

Например, если раньше он жил в такой квартире по договору социального найма и приватизировал её. Устроившись на другую работу и получив ещё одну служебную квартиру, он перевести её в собственность уже не сможет. Это допустимо сделать только единожды.

Налог на имущество

В бюджетных учреждениях учет расчетов за проживание в ведомственном жилищном фонде (общежитиях, служебных жилых помещениях) в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, ведется на счете 2 205 03 000 “Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг”.

Дебет счета 2 205 03 560 “Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг”

Кредит счета 2 401 01 130 “Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг”

Прием платы за проживание может производиться как через кассу бюджетного учреждения, так и через отделения Сберегательного банка.

Дебет счетов 2 201 04 510 “Поступление в кассу”, 2 201 01 510 “Поступление денежных средств учреждения на банковские счета”

Кредит счета 2 205 03 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг”

Удержание из заработной платы сотрудников учреждения платы за проживание в жилищном фонде производится с использованием счета 304 03 000 “Расчеты по удержаниям из оплаты труда”. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов. По кредиту счета 304 03 730 отражается увеличение задолженности по удержаниям из оплаты труда, по дебету – уменьшение.

Расходы на содержание жилищного фонда должны осуществляться в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности и учитываться по дебету счета 2 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)”.

При этом по дебету этого счета ведется расшифровка в многографной карточке (ф. 0511807) в аналитическом разрезе расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации расходов.

Дебет счета 2 401 01 130 “Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг”

Кредит счета 2 106 04 440 “Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)”

Пример 1. Бюджетное учреждение имеет на своем балансе общежитие для сотрудников (площадью 600 кв. м), в котором плата за проживание для постоянных работников составляет 2000 руб. в месяц (в одноместном номере).

В декабре 2006 г. поступила плата за проживание за данный месяц от постоянно проживающих сотрудников учреждения в сумме 40 000 руб. (НДС не облагается).

При этом были произведены следующие расходы на содержание общежития:

  • коммунальные платежи – 20 000 руб.;
  • амортизация основных средств – 10 000 руб., в том числе жилищного фонда – 8000 руб., хозяйственного инвентаря – 2000 руб.;
  • материальные расходы (приобретение мягкого инвентаря) – 1000 руб.;
  • заработная плата персонала общежития – 10 000 руб.;
  • ЕСН – 2600 руб.

В учете учреждения были произведены следующие бухгалтерские записи.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Начислена плата

за проживание сотрудников

в общежитии

2 205 03 560

2 401 01 130

40 000

Получена наличными плата за

их проживание в общежитии

2 201 04 510

2 205 03 660

40 000

Начислены коммунальные

платежи

2 106 04 340

2 302 06 730

20 000

Начислена амортизация

основных средств (жилищного

фонда)

2 106 04 340

2 104 01 410

8 000

Начислена амортизация

основных средств

(хозяйственного инвентаря)

2 106 04 340

2 104 06 410

2 000

Списаны материальные расходы

(мягкий инвентарь) на нужды

общежития

2 106 04 340

2 105 05 440

1 000

Начислена заработная плата

персоналу общежития

2 106 04 340

2 302 01 730

10 000

Начислен ЕСН с зарплаты

персонала общежития

2 106 04 340

2 303 02 730

2 600

Списаны расходы общежития

(20 000 8000 2000

1000 10 000 2600)

2 401 01 130

2 106 04 440

43 600

Пример 2. В декабре 2006 г. была начислена плата за проживание сотрудников в общежитии в размере 40 000 руб. Согласно их заявлениям она удерживается из заработной платы:

  • начисленной за счет средств от приносящей доход деятельности – 15 000 руб.;
  • начисленной за счет средств бюджета – 25 000 руб.

Данная операция в бюджетном учете отразится следующими бухгалтерскими записями.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Начислена плата

за проживание сотрудников

в общежитии

2 205 03 560

2 401 01 130

40 000

Произведены удержания

из их заработной платы

за проживание в общежитии

2 302 01 830

2 304 03 730

25 000

1 302 01 830

1 304 03 730

15 000

Перечислены суммы,

удержанные с работников

за проживание в общежитии

из бюджетных средств

1 304 03 830

1 304 05 211

15 000

Зачислена плата

за проживание в общежитии

с бюджетного счета

на внебюджетный

2 201 01 510

2 205 03 660

15 000

Отражено закрытие

дебиторской задолженности

за проживание сотрудников

в общежитии, удержанной

из заработной платы по

внебюджетной деятельности

2 304 03 830

2 205 03 660

25 000

В налоговом учете ведомственного жилья бюджетных учреждений (общежитий и служебных жилых помещений) следует прежде всего учитывать, что плата за проживание в общежитии или служебном жилом помещении не может рассматриваться как средства целевого финансирования и целевые поступления, исключаемые из состава доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В пп. 14 п. 1 и в п. 2 ст.

При этом средства, поступающие в качестве платы за проживание в ведомственном жилищном фонде бюджетных учреждений, должны учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном ст. 275.1 НК РФ, так как объекты жилищно-коммунального хозяйства (в том числе жилой фонд, комнаты и общежития для приезжих) относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам, причем услуги по проживанию могут оказываться как своим работникам, так и сторонним лицам.

В силу требований ст. 275.1 НК РФ необходимо определять налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны), которые находятся в общежитиях, относятся к объектам социально-культурной сферы.

Деятельность общежитий чаще всего является убыточной. В случае если бюджетное учреждение получило убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ЖКХ, он признается для целей налогообложения при соблюдении условий, установленных ст. 275.1 НК РФ:

  1. стоимость услуг общежития бюджетного учреждения соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
  2. расходы на содержание общежития и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычные затраты на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
  3. условия оказания услуг общежития бюджетным учреждением существенно не отличаются от условий оказания таких же услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок до десяти лет. Однако направить на его погашение можно только прибыль, которая будет получена при осуществлении этой же деятельности.

В случае если бюджетным учреждением получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ЖКХ, и на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика отсутствуют специализированные организации, осуществляющие аналогичную деятельность, для целей налогообложения принимаются фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов в пределах нормативов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения налогоплательщика (ст. 275.1 НК РФ).

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Исходя из рассмотренного, казалось бы, проблем с использованием указанной льготы по отношению к общежитиям бюджетных учреждений быть не должно.

Ведь общежития (для студентов или сотрудников) входят в состав специализированного жилого фонда. Поскольку в законодательстве о налогах и сборах отсутствуют определения “предоставление в пользование жилых помещений” и “жилищный фонд”, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяют в том значении, в каком они используются в гражданском законодательстве.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 {amp}lt;4{amp}gt; услуга по предоставлению в пользование жилья относится к жилищным услугам, поименованным в разделе 041000 “Жилищные услуги, услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания”. Она классифицируется по коду 041101 “Предоставление жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности”.

Порядок приватизации служебной квартиры

Процедура приватизации служебного жилья несколько длительнее, чем обычного, муниципального, и при условии согласия собственника, состоит из следующих этапов:

  1. Предприятие осуществляет передачу жилых помещений муниципалитету;
  2. Граждане, желающие получить занимаемое ими помещение в собственность, подают заявление и документы на приватизацию в муниципальную службу, оформляющую передачу жилья гражданам;
  3. Документы рассматриваются и в случае их соответствия нормативным требованиям, оформляется договор о передаче в собственность;
  4. Договор регистрируется в Росреестре, выдается свидетельство на право собственности.

Комплект документов, подаваемых на приватизацию служебного жилья, такой же, как в общих случаях:

  1. Паспорта/свидетельства о рождении всех участников процедуры;
  2. Кадастровый и технический паспорта на объект;
  3. Договор найма;
  4. Справки о неучастии в приватизации, справка на объект из реестра недвижимости.

В ряде случаев потребуются дополнительные документы.

Важно знать, что документы и заявление на приватизацию можно подать через МФЦ — цент предоставления государственных и муниципальных услуг, если таковой создан в населенном пункте.

А нужно ли приватизировать кооперативную квартиру?

На основании справки об оплате паевого взноса в ЖСК (которая является правоустанавливающим документом) гражданам необходимо обратиться в Росреестр, за оформлением свидетельства на право собственности. Только после госрегистрации у владельцев квартиры возникают все права по пользованию, распоряжению, владению своим недвижимым имуществом.

Как решаются спорные ситуации: судебная практика

В случае, если собственник служебного жилья не дает согласия на его приватизацию, дело разрешается в суде по иску о признании незаконным такого отказа. К иску прилагают договор найма, справку о составе семьи, выписку из ЕГРП на квартиру, отказ собственника в приватизации.

Положительному разрешению вопроса в суде будут способствовать, согласно сложившейся судебной практике:

  • отсутствие зарегистрированного статуса служебного помещения (обязательно с 2004 г., многие собственники не вносили свой жилой фонд в него);
  • лица, претендующие на передачу служебного жилья в собственность, относятся к категориям, перечисленным в ст. 103 ГК РФ (отработали в организации более 10 лет и были уволены/ушли на пенсию, сокращены, получили группу инвалидности и т.д.);
  • наличие договора социального найма на квартиру.

Необходимо сказать, что судебная практика в большинстве случаев складывается в пользу жильцов, к тому же Верховный Суд РФ неоднократно давал указания о порядке разрешения таких споров и праве граждан на приватизацию в общем порядке.

Приватизация гражданами муниципального жилья достаточно подробно регламентирована. Но вот особенности приватизации служебного жилья до сих пор вызывают ряд вопросов.

Основания

Основанием для получения в собственность жилья на безвозмездной основе является факт проживания в нем граждан по договору социального найма.

Заключается он с муниципалитетом, которому и принадлежит дом с находящимися в нем квартирами. Однако, в случае со служебным жильем ситуация иная.

Его собственником муниципалитет является далеко не всегда. Да и договор заключается служебного, а не социального найма.

Социальный же найм предполагает:

  • бессрочность;
  • отсутствие целевого назначения жилья.

Статья 4 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» прямо запрещает передачу в собственность граждан служебных жилых помещений. С другой стороны право решать судьбу недвижимого имущества тот же закон отдает его собственникам.

Иными словами, последнее слово в таком вопросе, как приватизация служебного жилья, остается за его владельцем.

Начало было положено законом о введение в действие ЖК. В статье 7 имеется норма, согласно которой, правовой режим жилья принадлежащего ГУП, МУП или учреждениям и переданное ими в муниципальную собственность регулируется положениями ЖК о договоре соцнайма.

Это дало возможность жильцам таких квартир обращаться в администрацию для оформления приватизации.

Окончательное решение вопроса о возможности приватизации служебных квартир представлено не в законах, а в постановлениях и разъяснениях Верховного суда, на основании обобщения судебной практики.

Еще в 2006 году было решено, что служебное жилье должно быть зарегистрировано в качестве такового в Росреестре (определение № 35-В 06-12). То есть переведено в специализированный жилой фонд, к которому ст. 92 ЖК РФ относит служебные помещения.

Приватизировать их можно, если такое решение будет принято собственником или же эти помещения перейдут в муниципальную собственность.

Кто имеет право?

Право на получение в собственность служебных помещений, если такое решение будет принято их собственником, имеют граждане, занимающие их по договору найма и зарегистрированные в установленном порядке.

То есть субъекты приватизации служебного жилья практически те же, что и муниципального.

Отличие состоит в том, что собственника и жильцов, помимо отношений по договору жилищного найма, связывают еще и трудовые или служебные.

Поскольку срок бесплатной приватизации в очередной раз был продлен, то теперь ее окончание предполагается 1 марта 2018 года. Следовательно, приватизация служебного жилья после 1 марта 2018 года происходит на тех же условиях, что и ранее.

То есть приватизация их возможно только по решению собственника о предоставлении такой возможности.

Принудить его к принятию такого решения невозможно, так как согласно статье 9 ГК РФ все могут осуществлять свои права по собственному усмотрению.

Но для того, чтобы работник смог воспользоваться предоставленным ему правом, он должен:

  • проработать в данной организации не менее 10 лет;
  • и такой же срок прожить в предоставленной ему квартире.

Такие рамки установлены в связи с тем, что назначением служебных квартир является не решение жилищных проблем граждан, а интересы работодателей.

Бюджетниками

Для многих работников бюджетной сферы приватизация, пожалуй, единственный способ обзавестись жильем. Но для того, чтобы проделать эту процедуру со служебной квартирой, дом, где она находится, должен быть переведен в муниципальную собственность.

Если это проделано, то приватизация осуществляется в общем порядке, так как такое жилье считается предоставленным на праве социального найма.

Ряд законодателей предложил проект закона, согласно которому право работников бюджетной сферы приватизировать выделенное им из муниципального фонда жилье служебного найма, следует считать бессрочным.

Речь идет о:

  • медиках;
  • педагогах;
  • научных работниках;
  • сотрудниках учреждений культуры и социальной защиты;
  • служащих федеральных служб.

Устанавливая запрет на приватизацию служебного жилья, статья 4 закона о приватизации делает одно исключение.

Данная норма не касается:

  • жилищного фонда совхозов;
  • приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий.

То есть сельские жители вправе требовать предоставления им в собственность занимаемого ими жилья, как переданного в муниципальную собственность, так и находящегося в ведении предприятий. Закон это допускает.

Муниципального

Если служебное жилье, находящееся ранее в собственности предприятий или организаций, было передано на баланс муниципалитета, то свой статус оно утратило.

Следовательно, такие квартиры считаются переданными их жильцам по договору социального найма и никаких препятствий для осуществления их приватизации нет.

К найму такого жилья применимы нормы ЖК РФ и закона о приватизации.

Военнослужащими

Для военнослужащих, решение вопроса о приватизации служебного жилья связан со статусом военного городка, где оно расположено.

Если он является закрытым, то:

  • приватизация невозможна в связи с особым статусом таких образований;
  • жилье придется покинуть после окончания срока службы или перевода в другое место службы.

Во всех прочих случаях Министерство обороны как собственник, а также созданные им структуры, владеющие помещениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, вправе решать вопрос о:

  • выводе квартир из специализированного фонда;
  • передаче их военнослужащим в собственность.

Право приватизации служебного жилья принадлежит самому работнику или служащему, кому оно было предоставлено.

Если впоследствии брак будет расторгнут, то оба супруга, как собственники, смогут распоряжаться своей долей.

Если брак расторгается до начала приватизации, то бывший супруг:

  • утрачивает право на пользование служебной квартирой;
  • снимается с регистрационного учета;
  • должен покинуть не принадлежащее ему помещение.

Участвовать в приватизации он не сможет, даже если прожил в данной квартире более 10 лет.

Дети же бывшими родственниками быть не могут, поэтому в течение полугода после выписки могут быть участниками приватизации родительской квартиры.

Порядок действий

Приватизация служебного жилья возможна как в судебном, так и в досудебном порядке.

Для этого потребуется:

  • вывести данную квартиру из числа служебных;
  • передать в муниципальное ведение.

Делается это по согласованию с:

  • руководителем предприятия, которому жилье принадлежит;
  • главой муниципального образования.

Обратиться с заявлением к работодателю о предоставлении жилья в собственность вправе наниматель служебного помещения.

Данное заявление рассматривается и по нему выносится решение. Если оно положительное, то предстоит дальнейшее согласование с муниципальными властями передачи на их баланс служебного жилья и снятия с него такого статуса.

После завершения всех формальных процедур, квартиру можно приватизировать.

Обращение в суд

Добиваться приватизации своей служебной квартиры можно и через суд. Но успеха можно достичь только в том случае, если жилье не было должным образом оформлено как служебное.

Если перевода со специализированного жилья не было, и в Росреестре не произошла регистрация, то суд, скорее всего, примет положительное решение.

Возможно добиться приватизации и в том случае, когда собственник квартиры согласен передать ее городу для дальнейшей приватизации, но муниципалитет не торопится принять решение по этому поводу.

Иск (образец)

Заявление подается в районный суд по месту нахождения служебной квартиры.

Иск адресуется:

  • к работодателю с требованием передать дом на баланс города;
  • на имя главы муниципального образования, с требованием принять передаваемое помещение на баланс города.

Или же в иске следует указать, что, несмотря на то, что данное помещение передано в муниципальный фонд, власти затрудняют его приватизацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт
Adblock detector