Пенсии в разных странах — The Village

Основные элементы современной пенсионной системы

Нулевая компонента — пенсия, не обеспеченная взносами или трудовым стажем, которая выплачивается всем гражданам той или иной страны при достижении ими определённого возраста. Такие пенсии ещё иногда называют социальными, и они существуют на сегодня в 80 из 192 стран мира, которые предоставляют информацию по своим пенсионным системам. В некоторых странах социальные пенсии заменяют иногда другие пособия, которые могут выплачиваться из средств, не связанных с пенсионной системой.

Первая компонента — обязательная пенсия, зависящая от доходов в период трудовой деятельности. Для получения такой пенсии гражданину необходимо иметь определённый национальным законодательством трудовой стаж. Другое общепринятое название этой первой пенсионной компоненты — солидарная или распределительная система.

Принцип её прост: содержание лиц пожилого возраста осуществляется за счёт отчислений трудоспособного населения, отчислений предприятий разных форм собственности и государственных средств. Кому и сколько платить, может определяться, исходя из различных подходов — учёт среднего дохода, степень вредности или общественной значимости профессии, трудовой стаж и т. д.

На сегодняшний день из 37 членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, в которую входят США, большинство стран ЕС, а также ряд других стран, с совокупным ВВП 60 % от мирового) в 32 странах пенсионная система базируется на солидарном или распределительном принципе. В пяти странах — Эстонии, Норвегии, Польше, Словакии и Швеции — солидарная система дополняется небольшими обязательными накоплениями, которые не превышают 2–5 % от зарплаты.

Вторая компонента — обязательная, основанная на сбережениях, которые формируются на отчислении установленной законом доли зарплаты сотрудника в специализированный накопительный фонд. Первой среди стран мира переход к такой системе осуществила Чили в 1981 году, что стало проектом Всемирного банка по популяризации либеральных реформ в развивающихся странах.

На данный момент подобная система характерна в основном для стран второго и третьего мира, в первую очередь для стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Всего из стран — членов ОЭСР накопительные системы на сегодняшний день имеют лишь 6 стран: Австралия, Чили, Дания, Израиль, Мексика и Колумбия.

На постсоветском пространстве переход к накопительной пенсионной системе с разной степенью успешности осуществляют Россия (с 2002-го), Казахстан (с 1998-го), Армения (с 2014-го), Таджикистан (с 1999-го), Туркменистан (с 2013-го). Кыргызстан с 2010 года ввёл накопительный компонент к солидарной пенсии.

Третья компонента — дополнительная, добровольная. Данная компонента представляет собою несколько вариантов формирования пенсии. Во-первых, как подсказывает само название, гражданин может воспользоваться услугами частного пенсионного фонда и самостоятельно откладывать определённую долю дохода с целью получения в будущем дополнительных пенсионных выплат.

Подобные личные пенсионные накопления распространены в первую очередь в развитых странах, на постсоветском же пространстве данная система пенсионного обеспечения не имеет широкого распространения из-за невысокого уровня благосостояния и невысокой финансовой грамотности населения. Кроме того, в ряде республик, как, например, на Украине, наблюдается недоверие к частным пенсионным фондам из-за их нестабильности, отсутствия должного контроля со стороны государства и твёрдых гарантий возвращения вкладов.

Так, на Украине лишь 3 % экономически активного населения имеют вклады в негосударственных пенсионных фондах, а в Беларуси около 5 %. Для сравнения: в Италии доля владельцев личных пенсионных накоплений составляет 13 %, а в таких странах, как Великобритания, Чехия, Словения, Канада, Новая Зеландия, — около 50 %.

Кроме того, к третьей компоненте можно отнести и так называемые корпоративные пенсии, которые с согласования с сотрудником выплачивает компания при условии определённого срока работы в ней. Подобные корпоративные пенсии также распространены в первую очередь в ведущих странах ОЭСР, здесь они присутствуют в заметном объёме в 16 странах из 37.

К примеру, в Финляндии, Исландии, Норвегии, Швейцарии профессиональные пенсии покрывают порядка 70–80 % трудоспособного населения. В каком-то заметном масштабе на постсоветском пространстве подобные корпоративные пенсии существуют на данный момент только в Российской Федерации и затрагивают около 9 % граждан.

Помимо прочего, в странах с высоким уровнем развития профсоюзного движения и устойчивыми традициями активных социальных протестов существует и ещё одна разновидность пенсионного обеспечения, которая близка по своим принципам к корпоративной. Только в этом случае дополнительными пенсионными выплатами обеспечиваются сотрудники не той или иной компании, а целых отраслей.

Подобные схемы выстраивают через отраслевые или даже общенациональные коллективные договоры, и в ряде стран, таких как Дания, Нидерланды, Швеция, данная система охватывает до 60 % трудоспособного населения. Подобный подход распространён и во Франции. На постсоветском пространстве подобный подход отсутствует в принципе.

Четвёртая компонента — к данной компоненте можно отнести дополнительные льготы и социальные программы для пенсионеров. На постсоветском пространстве это, как правило, льготы на тарифы ЖКХ, транспортные услуги, покупку лекарств, медицинское обслуживание и так далее. В ряде стран распространены специфические государственные программы, как, например, обратная ипотека, когда пенсионер имеет возможность заключить договор о постепенном выкупе у него недвижимости какой-либо частной компанией или государством. Такой вид поддержки особенно популярен среди одиноких пенсионеров.

Политическая реформа в Германии в ХХ веке

Первая пенсия была выдана немцам по приказу канцлера Бисмарка. Дата начала этих выплат — 1889 год. Предназначались они государственным служащим и рабочим, которые дожили до 70 лет. Однако в этом заключалась политическая хитрость.

Дело в том, что во второй половине XIX века средняя продолжительность жизни среднестатистического немца составляла 45 лет. А возраст выхода на пенсию — 70 лет. Таким образом, получали ее лишь единицы.

Жители Германии иронизировали по этому поводу, назвав пенсии «суммами для покойников». Но, даже несмотря на это, пенсионным указом никто не мог пренебречь, и выплаты осуществлялись регулярно.

Государство шло еще на одну хитрость: выход на пенсию для тогдашних немцев начинался с 70 лет, а так как многие не доживали до этого возраста, то все деньги, предназначенные для пенсий, оставались в государственной казне.

Рейтинг пенсий в мире

Рейтинг пенсий в мире

Как начислялись средства? Рабочие и служащие платили процент от своей заработной платы в пенсионную казну. Считается, что данная реформа в Германии была связана с тогдашней демографической проблемой. Выходит, что государство пыталось таким образом поднять рождаемость и сохранить нацию.

Когда к власти пришел Адольф Гитлер, он не внес каких-либо существенных изменений в данную реформу.

Пенсионная система, которую заложил канцлер Бисмарк, работала более столетия. Однако в ХХ веке произошли значительные изменения. В 1953 году к власти пришел канцлер Аденауэр. Он снизил возраст выхода на пенсию на 5 лет. То есть люди могли претендовать на государственное пособие, когда их возраст достигал 65 лет.

А также Аденауэр разработал так называемый солидарный договор поколений. Согласно данному договору, в пользу стариков и детей регулярно отчислялся процент от заработной платы рабочих.

Во многих европейских странах данная пенсионная система действует до сих пор.

Пенсии в разных странах — The Village

Какие пропорции отчислений в пенсионную казну Германии действуют в 2019 году? С предпринимателей, как и со служащих, взимается 50 %.

Средняя пенсия в современной Германии составляет 1270 евро. Максимальный размер данного пособия — 2200 евро. А также государство берет на себя ответственность за оплату коммунальных платежей пенсионеров.

Правительство многих развивающихся европейских стран заинтересовано в том, чтобы люди преклонного возраста получали сумму пенсии, достаточную для удовлетворения их потребностей. Главное направление многих европейских пенсионных реформ — это увеличение пенсионного возраста.

В этом есть рациональное зерно, ведь многие старики, несмотря на свой возраст, имеют работу, а, следовательно, и постоянный источник дохода.

Многие работодатели предпочитают держать в штате пенсионеров, а не молодых сотрудников, так как они имеют огромный рабочий опыт и отточенные годами трудовые навыки.

Пенсионная система СССР

Теперь рассмотрим, как была устроена пенсионная система СССР, которая является родоначальницей всех пенсионных систем постсоветских республик. Первые пенсии по старости были установлены в 1928 году, тогда же был определён возраст выхода на пенсию для мужчин в 60 лет, а для женщин в 55, который и сохранялся до недавнего времени в большинстве республик.

Поначалу пенсионная система охватывала не всех граждан. Лишь к 1965 году, с включением в неё колхозников (пенсионным обеспечением до этого периода занимались сами колхозы), она стала всеобщей. Размер пенсии зависел в первую очередь от уровня зарплаты. Кроме того, существовали различные надбавки за вредность труда.

В итоге максимальная пенсия в 160 рублей превышала минимальную пенсию в 50 рублей немногим более чем втрое. кроме того, существовала система специальных пенсий, как то: союзного значения (за заслуги перед государством), которая составляла 200 рублей, республиканского значения, которая составляла 120 рублей, и местного значения — 60 рублей.

Пенсии в разных странах — The Village

Важной особенностью пенсионной системы было то, что финансировалась она за счёт средств государственного бюджета социального страхования, который формировался за счёт взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы. Кроме того, пенсия не облагалась никакими налогами.

Средний коэффициент замещения (то есть соотношение средней пенсии со средней зарплатой) составлял около 40 %, что соответствует современным рекомендациям Международной организации труда. Естественно, для пенсионеров были предусмотрены различные льготы: коммунальные, оздоровительные, транспортные. Кроме того, существовала и социальная пенсия, которая полагалась лицам, которые не имели необходимого общего трудового стажа в 25 лет (20 для женщин).

Таким образом, согласно современной классификации в СССР существовали нулевая, первая и четвёртая компоненты пенсионной системы. Учитывая, что перераспределение материальных благ в СССР проводилось в том числе не рыночными методами, что трудно отразить в современной классификации Всемирного банка, данная пенсионная система, вероятно, предоставляла средний по мировым меркам уровень пенсионного обеспечения.

В 1990 году, накануне распада СССР, произошло существенное реформирование пенсионной системы. Был создан Пенсионный фонд, который и аккумулировал средства, получаемые от предприятий. Ещё важнее стало введение третьей компоненты пенсионного обеспечения. Отныне любой желающий мог заключить договор с Госстрахом для формирования накопительной части пенсии.

Кроме того, предприятия могли заключать договоры с сотрудниками для компенсации им индивидуальных пенсионных отчислений, что, по сути, является аналогом современных корпоративных пенсий. В данной реформе изменился также и подход к определению размера пенсий. Ранее он был жёстко привязан к уровню зарплат и чем выше была средняя зарплата в период трудовой деятельности, тем меньший процент от неё гражданин получал на пенсии.

Выходило так, что уровень обеспечения граждан уравнивался и исчезал стимул к более квалифицированному и производительному труду. Согласно реформе за каждый дополнительный год стажа, который сопровождался и ростом зарплаты, повышался и процент, выплачиваемый на пенсии от зарплаты в период трудовой деятельности. Одновременно это стимулировало граждан позже выходить на пенсию, если они имели желание увеличить собственное пенсионное обеспечение.

Пенсионная система Казахстана

Теперь давайте рассмотрим, как происходили изменения в пенсионных системах некоторых республик и к чему они пришли на данный момент. Начать стоит с Казахстана, так как здесь принципиальные изменения начались раньше других постсоветских государств. В середине 90-х годов в республике было принято решение начать переход от солидарной системы к накопительной, то есть к постепенной замене первой компоненты второй компонентой.

Реформа началась в 1997 году, и в ходе её был создан Государственный накопительный пенсионный фонд, а также ряд частных пенсионных фондов. В эти накопительные фонды граждане обязаны выплачивать 10 % от своего заработка, причём выбирать частный или государственный фонд можно было добровольно. Кроме того, была введена система добровольных накопительных отчислений, которые граждане могли делать, помимо отчисления обязательных 10 %.

То есть одновременно вводилась и третья компонента пенсионного обеспечения. Тем гражданам, кто на момент реформы уже вышел на пенсию или имел как минимум 6 месяцев трудового стажа до 1998 года, при достижении необходимого возраста начисляется трудовая пенсия на основе солидарной системы. Вдобавок сохранилась и нулевая компонента, то есть базовая, или социальная, которую получают все без исключения пенсионеры республики (размер базовой пенсии зависит от стажа и составляет от 50 % до 100 % прожиточного минимума), и к ней приплюсовывается положенная гражданину трудовая пенсия.

Таким образом, на данный момент в Казахстане пенсионная система состоит из нулевой компоненты, первой компоненты (временно до полного перехода к фондированию, что случится примерно к 2060 году), второй компоненты — накопительной и третьей — добровольных пенсионных сбережений. Существует и четвёртая компонента — определённый набор льгот, связанных с различными сферами жизни.

В 2013 году начался новый этап реформирования пенсионной системы. Произошёл явный откат от либеральной парадигмы, и все частные накопительные фонды были упразднены. Причём при слиянии накоплений частных фондов с государственным выявилось, что около 300 млн долларов были вложены этими фондами в заведомо убыточные ценные бумаги дефолтных организаций.

Соответственно, данные средства государство будет вынуждено компенсировать из бюджета. Впрочем, и то, как распоряжается государственный фонд накопленными средствами граждан, вызывает немало вопросов. К примеру, в 2017 году в республике разгорелся ряд скандалов, связанных с неэффективным вложением средств вкладчиков государственным пенсионным фондом, в том числе в объявившие о банкротстве банки — как казахские, так и иностранные.

Применяется также и практика изъятия накоплений для покрытия дефицита государственного бюджета и дефицита в работе солидарной пенсионной системы (первой компоненты). Подобная практика характерна и для других государств с накопительной системой в том числе, как мы это увидим ниже и для Российской Федерации.

Пенсионная система в Беларуси

В республике Беларусь в рамках либерального тренда в 1990-е годы также готовились к введению пенсионной системы с опорой на вторую компоненту, то есть на накопительную систему. Весной 1997 года Совет министров принял концепцию реформирования, согласно которой в будущем пенсионная система должна была состоять из базовой пенсии (нулевая компонента), накопительной (вторая компонента), а также третьей компоненты, которая будет включать добровольные пенсионные сбережения, корпоративные пенсии, отраслевые и т. д.

Однако эта концепция так и не была реализована на практике, и в республике продолжает действовать солидарная система с опорой на первую компоненту, которая реализовывалась в СССР. Размер пенсии зависит от совокупности трудового стажа и средней зарплаты, за 15 лет предшествовавшей пенсии. Кроме того, продолжают действовать и положения советской реформы 1990 года, согласно которым граждане могут обеспечивать личные пенсионные накопления, а также получать отчисления в накопительный фонд от работодателей.

С 2013 года в республике происходит повышение трудового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии. Сначала стаж был повышен с 5 до 10 лет, в следующем году — до 15, а с 2017 года он повышается на 6 месяцев ежегодно, пока не достигнет показателя в 20 лет. К тому же с 1 января 2017 года предусмотрено постепенное повышение возраста выхода на пенсию.

Планируется, что к 2022 году пенсионный возраст для мужчин достигнет 63 лет, а для женщин — 58 лет. Средняя пенсия в республике составляет около 150 долларов. С 2014 года пенсионная система Беларуси начала демонстрировать дефицит бюджета. Трансферы из государственного бюджета в Фонд соцзащиты населения выросли за последние три года с 250 млн долларов до 750 млн долларов. Соответственно, повышение стажа и пенсионного возраста рассматривается как возможность избежать дальнейшего наращивания дефицита.

Какие параметры определяют благосостояние стариков?

  • Минимальный размер социального пособия для людей преклонного возраста.
  • Индексация пенсий с учетом инфляции в стране.
  • Пенсионные льготы.
  • Пенсионный возраст в государстве, который зависит от средней продолжительности жизни, уровня жизни населения, а также размера потребительской корзины.
    Выход на пенсию в других странах

    Выход на пенсию в других странах

Страны, в которых данные показатели считаются приоритетными в плане реформирования жизни стариков, считаются развитыми. В таких странах жизнь людей преклонного возраста благополучная.

Пенсионная система Украины

Украина, как и Беларусь, впервые анонсировала переход к накопительной пенсионной системе в 1997 году. Однако и в этой республике данный переход так и не состоялся. Последующие годы здесь сохранялась система, аналогичная по своим принципам работы белорусской (то есть во многом ещё советской). Третья компонента, то есть добровольные пенсионные отчисления, была введена в 2002 году с появлением негосударственных пенсионных фондов, однако и спустя 15 лет этот вид пенсионного обеспечения охватывает лишь несколько процентов граждан.

Естественно, как и в других республиках, ещё в 90-х годах произошёл перенос затрат по выплатам пенсий с предприятий на население. Впрочем, в отличие от Беларуси, где дефицит пенсионного фонда как заметная проблема появился лишь несколько лет назад, украинский фонд уже много лет демонстрирует свою несостоятельность, и практически половина пенсионных выплат обеспечивается посредством расходной части в государственном бюджете.

В каких странах Европы пенсионеры живут бедно?

Есть перечень, в котором представлены 6 государств, где пенсионную систему можно назвать развитой.

  1. Дания. Данию многие называют Меккой для людей преклонного возраста. Жители многих европейских стран желают иметь работу в Дании, так как это предоставит им возможность стать получателем больших государственных выплат, точнее, около 2800 долларов в месяц. Получать данные пенсии могут люди, достигшие возраста 65 лет.
  2. Финляндия. Максимальный размер пенсии для стариков в Финляндии не установлен, однако их средний размер — 1900 долларов. Сумма пенсии зависит от трудового стажа человека, а также от его заработной платы. Если гражданин Финляндии не дотянул до минимума, то государство доплатит ему недостающую сумму. Получать данные выплаты могут люди, достигшие возраста 65 лет.
  3. Норвегия. Здесь установлен самый высокий возраст выхода человека на пенсию, а именно 67 лет. Но размер пенсии стоит того, чтобы норвежские рабочие ожидали его. Уровень жизни в Норвегии довольно высокий, даже несмотря на высокие налоги, которые платят рабочие и предприниматели.
  4. Чехия. Люди могут рассчитывать на государственные выплаты с 58 лет. Их размер также довольно большой, что позволяет старикам не бедствовать. Средний размер пенсии для людей преклонного возраста в Чехии составляет 1000 долларов.
    5 худших и лучших стран для пенсии

    5 худших и лучших стран для пенсии

  5. Германия. Около четверти населения Германии — пенсионеры. В этой стране для них также довольно высокие выплаты. Среднестатистический работающий немец может рассчитывать на пенсию в размере 850 евро. Каждый старик в этой стране будет получать помощь от государства в оплате коммунальных услуг.
  6. Франция. Во Франции денежные пособия для людей преклонного возраста начисляются так же, как и во многих других европейских странах. То есть чем больше стаж и заработная плата рабочего человека, тем больше денег он будет получать в старости. Рассчитывать на данные выплаты могут люди, достигшие возраста 60 лет.

Особенности социальных выплат старикам в других странах Европы

  • Польша. Это государство уже многие годы имеет социальные стандарты, соответствующие европейским. Человек, получающий среднюю пенсию, может рассчитывать на довольно высокий уровень жизни даже в столице Польши Варшаве. Однако не стоит думать, будто можно будет ни в чем себе не отказывать, просто жизнь неработающего старика в Польше будет безбедной.
  • Венгрия. В Венгрии старикам не выплачивают огромные пособия, однако они не находятся за чертой бедности. Жизнь венгерских пенсионеров скромная, но в то же время они совсем не голодают. Многие из них имеют возможность получать дополнительный доход, например, работая в музее или библиотеке.
    Средний размер пенсии в разных странах мира, $/мес.

    Средний размер пенсии в разных странах мира, $/мес.

  • Испания. Испанским старикам точно не приходится жаловаться на свой уровень жизни, так как он у них довольно высокий. Испанское правительство уделяет должное внимание уровню жизни этой социальной категории. Размер средних выплат здесь составляет от 800 до 900 долларов. Этих денег испанцам хватает для безбедной жизни.
  • Литва. А вот в Литве уровень жизни стариков не так высок. Дело в том, что страна сильно пострадала от кризиса. Это послужило толчком для двукратного урезания размеров средних выплат для людей преклонного возраста.
    Сперва размер пенсий сократили на 50 %, а затем — на 70. Литовских стариков спасает разве что отсутствие необходимости в оплате жилья, так как они являются законными владельцами земли, на которой построены их дома. Для сравнения: в Германии люди платят аренду за свою землю.

Таблица: пенсии в разных странах Европы

Страна Возраст выхода на пенсию Размер пенсионного пособия
Для мужчин Для женщин
Австрия 65 лет 60 лет 2 000 евро
Албания 65 лет 60 лет 150 евро
Белоруссия 60 лет 55 лет 314 белорусских рублей
Бельгия 65 лет 65 лет 865 евро
Болгария 65 лет 63 года 575 левов
Босния и Герцеговина 65 лет 65 лет 60 евро
Великобритания 65 лет 64 года 610 фунтов
Венгрия 60 лет 55 лет 117 000 форинтов
Германия 65,5 лет 65,5 лет Для мужчин – 1013 евро

Для женщин – 591 евро

Греция 67 лет 67 лет 850 евро
Дания 65 лет 65 лет 2 800 евро
Ирландия 66 лет 66 лет 1 600 евро
Исландия 67 лет 67 лет
Испания 65 лет и 3 месяца 65 лет и 3 месяца 908 евро
Италия 67 лет 67 лет 1 000 евро
Кипр 65 лет 65 лет 1 300 евро
Латвия 62 года 9 месяцев 62 года 9 месяцев 301 евро
Литва 65 лет 65 лет 255 евро
Лихтенштейн 64 года 64 года 3 000 евро
Люксембург 65 лет 65 лет 2 400 евро
Мальта 62 года 62 года 700 евро
Молдова 63 года 63 года 1495,72 лея
Нидерланды 68 лет 68 лет 2 292 евро
Норвегия 67 лет 67 лет 15 000 норвежских крон
Польша 65 лет 60 лет 382 евро
Португалия 66 лет 3 месяца 66 лет 3 месяца 540 евро
Румыния 65 лет 61 год 640 леев
Сербия 64 года 5 месяцев 59 лет и 5 месяцев 220 евро
Словакия 62 года 62 года 385 евро
Словения 65 лет 65 лет 700 евро
Украина 60 лет 60 лет 2 480 гривен
Финляндия 63-68 лет 63-68 лет 1 210 евро
Франция 62-67 лет 62-67 1 000 евро
Хорватия 65 лет 62 года 1 340 кун
Черногория 65 лет 8 месяцев 61 год 278 евро
Чехия 62 года и 10 месяцев 58-62 года 420 евро
Швейцария 65 лет 64 года 2 000 франков
Швеция 65 год 65 год 1 697
Эстония 65 лет 65 лет 410 евро

Пенсии в разных странах — The Village

В рейтинг таких стран входят следующие:

  1. Россия. Средний размер выплат — менее 100 евро.
  2. Болгария — 125 евро.
  3. Румыния — 175 евро.
  4. Литва — 222 евро.
  5. Эстония — 232 евро.
  6. Латвия — 304 евро.

Недавние пенсионные реформы в России мало изменили жизнь людей преклонного возраста. У многих из них не хватает средств на то, чтобы покрыть минимальные расходы на питание и оплату жилищно-коммунальных услуг.

У российских пенсионеров нет шанса путешествовать по миру, как, например, у немецких или чешских «коллег».

Пенсионеры во многих странах Европы на протяжении долгих лет откладывают определенные суммы, которые потом тратят на путешествия. Это распространенная практика в развитых и развивающихся странах.

Пенсионная система Российской Федерации

Пенсионная система России отличается, пожалуй, самыми противоречивыми и непоследовательными реформами на постсоветском пространстве. Частота попыток изменить находящуюся в явном затяжном кризисе систему, наверное, рекордная в регионе. Как и в случае предыдущих республик, впервые о том, что Российская Федерация намерена перейти к фондированной пенсионной системе, было заявлено в 1997 году.

Россия, как и Казахстан, довела реализацию этого проекта до её внедрения. Сначала в 1998 году был принят закон, регулирующий деятельность негосударственных пенсионных фондов для формирования третьей компоненты пенсионного обеспечения, а в 2001 году Владимир Путин внёс законопроект в Госдуму о переходе к новой системе.

Однако уже через несколько лет случилось то, о чём мы писали выше: имея в своем распоряжении накопленные средства граждан, правительство решило использовать их для решения текущих проблем бюджета. С 2005 года правительство отменило формирование накопительной части пенсии для лиц старше 1967 года, все они должны были в будущем перейти на солидарную систему выплат, то есть получать пенсии по первой компоненте, при этом освободившиеся накопленные ими средства были использованы для компенсации дефицита в бюджете пенсионного фонда.

Ещё три года спустя, в 2008 году, стало очевидно, что накопления по второй компоненте происходят слишком медленно. Была проведена очередная реформа. Этот период характеризовался стремительным ростом цен на нефть, поэтому возникла идея использоваться часть нефтяных доходов для выстраивания более эффективной пенсионной системы.

Был создан Фонд национального благосостояния (ФНБ), который предназначался для программ софинансирования пенсионных накоплений. На каждые 2 тысячи рублей, отправленных гражданином на накопительный счёт сверх обязательного процента, государство добавляло ещё 2 тысячи рублей, но не более 12 тыс. рублей в год.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт
Adblock detector