Налог на имущество юридических лиц в 2019

Нормативное регулирование

Базовые вопросы фискальных взносов за имущество организаций рассмотрены в главе 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Конкретная ставка определяется региональным законодательством.

Согласно статье 380 НК РФ, она не может превышать 2,2%.

Кто платит налог

Статья 374 НК РФ определяет, что фискальные выплаты производят российские и зарубежные организации, владеющие недвижимым имуществом, которое:

  • находится на территории РФ;

  • законом признается объектом для фискальных отчислений.

Согласно статье 374 НК РФ, сборы не производятся за следующие объекты:

  • земельные участки и природные ресурсы;

  • имущество для обороны или охраны правопорядка;
  • ядерные установки, полигоны для хранения отходов;
  • собственность инновационных научно-технических центров.

Плательщики налога

^К началу страницы

Кто платит налог

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом
налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ

Кто не платит налог

  • UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2020 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
  • конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет “Россия-2018”, дочерние организации Организационного комитета “Россия-2018”, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в период по 31 декабря 2020 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным Федеральным законом, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Объектами налогообложения признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ. В целях главы 30 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;
  • недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

За что надо платить налог

Налоговый Кодекс не конкретизирует понятие недвижимого имущества. Разъяснение дается в письме ФНС РФ от 01.10.2018 № БС-4–21/19038@. Оно относит к этой группе объекты, перемещение которых невозможно без соразмерного ущерба:

  • здания, технические и недостроенные сооружения;

  • офисные и иные помещения;
  • гаражи, машино-места;
  • жилые дома, квартиры, комнаты;
  • дачи, коттеджи.

По Гражданскому кодексу Российской Федерации эти объекты должны быть занесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Отсутствие регистрации не отменяет необходимость платить имущественный налог юрлиц, но является нарушением и влечет штрафы.

Фискальными начислениями облагаются:

  • объекты, которых нет в льготных списках;

  • собственность юридического лица, в том числе переданная ему во временное пользование или на доверительное управление;
  • недвижимость, поставленная на бухгалтерский баланс как объект основных средств.

Зарубежные организации с постоянным представительством в Российской Федерации платят налог на недвижимость для юридических лиц с имущества, которое:

  • относится к основным средствам организации;

  • выступает как концессионное (полученного от государства в пользование на условиях реконструкции и пр.).

Налоговые льготы

Преференции по этому типу фискальных платежей могут носят федеральный и региональный характер. Если организация подходит под предъявляемые требования, то она освобождается такого налога. Во многих случаях, сфера применения этой льготы имеет ограничения, например, распространяется только на собственность, использующегося для выполнения каких-то задач, а не на всю недвижимость.

Федеральные

Тип организации

Использование имущества, в отношении которого применяется льгота

Исправительные учреждения

Осуществление возложенных функций

Религиозные

Исполнение обрядов

Всероссийские общественные организации инвалидов (при условии, что в них не менее 80% членов составляют лица с ограниченными возможностями)

Уставная деятельность

Фармацевтические компании

Производственные помещения для выпуска ветеринарных препаратов против эпидемий

Протезно-ортопедические предприятия

Вся недвижимость

Коллегии адвокатов, юридические консультации

Аналогично предыдущему случаю

Государственные научные центры

Аналогично предыдущему случаю

Резиденты особых экономических зон

Льгота применяется в зависимости от статуса компании, ее месторасположения и времени существования

Региональные

Налог на имущество юридических лиц в 2019

Определяются законодательством субъектов Российской федерации и отличаются в зависимости от места расположения налогоплательщика, например:

  • В Санкт-Петербурге уплата налога на имущество не распространяется на спасательные службы, бюджетные организации и др.

  • В Москве – компании городского пассажирского транспорта, жилищные и гаражные кооперативы и др.

Преференции на подсчет суммарного размера сбора для московских и иностранных организаций, трудящихся в Москве, распространяются на движимую и недвижимую собственность. Вследствие отмены пошлины на движимую собственность будущего года налоговые ставки касаются недвижимости с учетом добавленных особенностей:

  • согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ ФЗ № 117 от 05.08.2000 (ред. 27.11.2018), по объектам, у которых налоговая база — кадастровая цена, сбор не уплачивают, если строения включены в список, соответствующий Приказу ФНС России № ММВ-7-11/604 от 28.11.2014. Реестр ввели в законодательство РФ в 2014 году и ежегодно обновляют. Если же в опубликованном списке организационного строения не окажется, то пошлину уплачивать придется. Налог подсчитывается по стандартной формуле, с учетом коэффициента, который касается объектов с кадастровой ценой;
  • согласно Письму Минфина № 03-05-05-01/2969 от 26.01.2016, жилые здания освобождены от выплаты сбора, если жилье не относится к основному средству и находится на особой земле.

Таким образом, согласно ст. 4 Закона г. Москвы № 64 от 05.11.2003 (ред. 17.05.2018), в Москве от внесения пошлины на недвижимую собственность освобождены:

  • казенные учреждения;
  • строения, принадлежащие органам власти, в том числе гаражи грузового автотранспорта для транспортировки государственно важных грузов;
  • фирмы по пассажирским внутригородским перевозкам (за исключением такси);
  • склады предприятий, на которых хранятся жидкие и твердые вещества против гололеда;
  • строения предприятий, предоставляющих работу инвалидам;
  • многоэтажные стоянки и гаражи;
  • здания жилищно-коммунальных хозяйств;
  • строения, где изготавливаются химические вещества (гипохлорит натрия, кислоты, техническая сода, реагенты против гололеда);
  • религиозные компании, общества инвалидов;
  • организации инвестиционной работы, заключившие контракт с московским правительством;
  • строения ж/д-организаций, в том числе депо;
  • здания закрытых паевых инвестиционных сообществ;
  • помещения, находящиеся на территории медицинского кластера.

Сн х К х 0,75, где

  • 10% распространяются на спортивные строения (футбольные площадки, арены и подобное), медицинские сооружения;
  • Сбор на сооружения, предназначенные для показа речных и морских жителей, рассчитывается по формуле:
    • Сн — сумма сбора;
    • К — соотношение площади здания, которая не подлежит аренде, к суммарному размеру площади территории;
    • 0,75 — льготный коэффициент.
  • 50% налагаются на промышленные зоны, пошлину с которых вносят с 1 числа отчетного квартала, когда строение признали промышленным.
  • Недвижимость, принадлежащая агропромышленным комплексам, сбор на которую вносят 1 числа отчетного промежутка после того, как здание признали агропромышленным. Льготная ставка на 2018 — 35%, 2019 — 45%, 2020–2025 — 50%.

Преференции не действуют на сооружения, которые сдают в наем. Право на пользование льготами наступает и оканчивается  1 числа отчетного промежутка — квартала.

Чтобы получить преференции по внесению налоговых средств, нужно предъявить акт Госинспекции о факте эксплуатации сооружения, которое относится к льготным. Документацию предоставляют с 1 числа отчетного промежутка на текущий налоговый период.

^К началу страницы

Объектами налогообложения признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ. В целях главы 30 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;
  • недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
  1. движимое имущество организаций (с налогового периода 2019 года);
  2. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  3. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
  4. объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  5. ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  6. ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  7. космические объекты;
  8. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  9. (с 2020 года) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
  10. (с 2020 года) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

^К началу страницы

От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  • религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • организации – в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
  • имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров;
  • организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 статьи 381 НК РФ, – в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  • организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”. Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 НК РФ (для указанных в настоящем пункте организаций, являющихся исследовательскими корпоративными центрами, – пунктом 2.1 статьи 145.1 НК РФ). Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”, а также данные учета доходов (расходов);
  • судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, – в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  • организации – в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:
    – имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;
    – имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.

    С 1 января 2018 года данная льгота (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) предоставляется в тех субъектах РФ, которые законодательно предусмотрели ее применение.

  • организации – в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению (без учета применения налоговой льготы) за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне и уплате в бюджет;
  • организации – в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, – в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (ДАННАЯ ЛЬГОТА С 1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ В ТЕХ СУБЪЕКТАХ РФ, КОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ПРЕДУСМОТРЕЛИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ);
  • организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (льгота действует с 1 января 2019 года);
  • организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», – в отношении имущества, учитываемого на их балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества. Такие организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 НК РФ (льгота действует с 1 января 2019 года).

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Перейти

Подробную информацию об установленных налоговых льготах в субъекте Российской Федерации можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

Расчет налога на имущество юридических лиц в 2019

Плательщик самостоятельно выводит сумму, с которой в текущий отчетный период (ОП) будут произведены отчисления. Цифры указываются в декларации добровольно.

Если инспекция докажет умысел на снижение выплат, руководитель организации может быть оштрафован или привлечен к уголовной ответственности.

Налоговая база

По общему правилу для расчета используется средняя стоимость собственности за конкретный период. Для отдельных объектов (деловых и торговых центров, промышленных сооружений, жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве основных средств и др.), в соответствии со статьей 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество рассчитывается по кадастровой стоимости.

Конкретный список таких исключений зависит от региона.

Расчетные интервалы:

  • Отчетный период. Для фискальных платежей, которые рассчитывают по общему правилу, это 3, 6 и 9 месяцев. Для использующих кадастровую стоимость объектов – это I, II и III квартал. Отчисления за эти интервалы называют авансовыми платежами.

  • Налоговый период – календарный год (с 1 января по 31 декабря).

В первом случае для расчетов по общему правилу нужно пользоваться формулой ССИ = СРО/КМО, где:

  • ССИ – средняя стоимость имущества юрлица;

  • СРО – сумма размеров остаточной стоимости недвижимости на каждое первое число в ОП;
  • КМО – количество месяцев в отчетном периоде.

Правило готового расчета – СГСИ = (СРО СИК)/13, где:

  • СГСИ – среднегодовая стоимость недвижимости организации;

  • СИГ – их цена на конец года (31 декабря).

Формула на основе кадастровой цены – ВТВ = КСИ/КМР, где:

  • ВТВ – величина текущего взноса;

  • КСИ – кадастровая стоимость имущества по состоянию на 1 января отчетного года;
  • КМР – количество месяцев, использующихся для вычисления (3 или 12).

Пример расчета

Налог на имущество юрлиц по общему правилу рассчитывается от средней стоимости объектов за три первых квартала и за год.

Дата

Стоимость имущества, рублей

1 января

5 600 000

1 февраля

6 300 000

1 марта

8 200 000

1 апреля

8 200 000

1 мая

8 200 000

1 июня

9 100 000

1 июля

9 500 000

1 августа

8 800 000

1 сентября

8 400 000

1 октября

8 700 000

1 ноября

8 700 000

1 декабря

9 000 000

31 декабря

9 600 000

Налоговая ставка

Учитывая, что имущественный сбор — региональная пошлина, в налоговом кодексе существует закон Москвы о налоге на имущество организаций. Закон № 64 от 05.11.2003, отредактированный 17 мая 2018 года, информирует об особенностях подсчета налоговой базы (НБ) для определенных субъектов, льготах, ставках и правилах уплаты сбора.

Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ ФЗ № 117 от 05.08.2000 (ред. 27.11.2018), сбор уплачивают предприятия, трудящиеся на схемах обложения пошлинами ОСНО, ЕСХН, УСН, ЕНВД. Причем фирмы на «упрощенке» и «вмененке» уплачивают средства, подсчитываемые по НБ — кадастровой цене.

С 1 января 2018 года в Законе г. Москва № 64 отменили и поменяли несколько статей:

  • статью о формате предоставления бланка со сведениями о сборе с собственности и уплате авансов, так как теперь налоговую документацию разрешено сдавать в едином порядке и оплачивать сбор по одинаковой схеме;
  • ранее налоговая база исчислялась без особых указаний, а после 17 мая 2018 года внесены особенности: теперь для некоторых объектов НБ — кадастровая цена собственности. Соответственно, к льготам по сбору добавился дополнительный пункт о преференциях на объекты с кадастровой ценой;
  • тариф сбора для обоих видов собственности сохранялся единым — 2,2%. Теперь ставки разнятся для «особенной» недвижимости и обычной собственности.

Таким образом, в законе осталось 4 статьи, но добавилось два подпункта.

Сн х К х 0,75, где

Согласно ст. 380 гл. 30 НК РФ ФЗ № 117 от 05.08.2000 (ред. 27.11.2018), федеральные ставки и льготы определяются по минимуму. Имущественный сбор — региональный налог, поэтому в Москве установлены индивидуальные городские тарифы на недвижимую собственность. В ст. 2 Закона г. Москвы № 64 изложена информация: стандартный тариф — 2,2%, а по кадастровой стоимости — 1,5%.

При подсчете суммарного размера пошлины на собственность по кадастровой цене используют показатель 0,1 относительно нежилых строений. Это условие функционирует, если:

  • у строения, которое расположено в здании, НБ — кадастровая цена;
  • здания применяются для общепита, розничной продажи, бытовых, туристических или банковских услуг физлицам;
  • здания — музеи, художественные галереи и подобное;
  • сооружения находятся в цоколе, первом, втором этажах или около пешеходной зоны.

Для функционирования последнего условия активная пешеходная зона должна находиться на общегородских крупных улицах.

^К началу страницы

Налоговая база (ст. 375 НК РФ) определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей НК РФ.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 НК РФ определяется без учета таких затрат.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение
на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в
территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной
экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая
база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации
в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества
на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с главой 30 НК РФ.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения,
за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения в
еличин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца,
следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Дата Остаточная стоимость ОС, руб.
1 января 26 400
1 февраля 25 200
1 марта 24 000
1 апреля 757 175

СрСт = (26400 25200 24000 757175)/(3 1)=208193,75 руб.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется
как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на
1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в
налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Дата Остаточная стоимость ОС, руб.
1 января 26 400
1 февраля 25 200
1 марта 24 000
1 апреля 757 175
1 мая 740 350
1 июня 723 525
1 июля 706 700
1 августа 689 875
1 сентября 673 050
1 октября 656 225
1 ноября 639 400
1 декабря 622 575
31 декабря 605 750

СрГодСт = (26 400 руб. 25 200 руб. 24 000 руб. 757 175 руб. 740 350 руб. 723 525 руб. 706 700 руб. 689 875 руб. 673 050 руб. 656 225 руб. 639 400 руб. 622 575 руб. 605 750 руб.) / (12 мес. 1 мес.) = 530 017,31 руб.

Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и
(или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений,
расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений,
сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома),
учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Указанное положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений,
учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.

Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ, не предусмотренные в подпунктах 1 – 3 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

В статье 378.2 НК РФ даны определения указанных выше объектов.

Переход к применению налоговой базы в качестве кадастровой стоимости по объектам, указанным в пп. 1), 2), 4), осуществляется после принятия об этом соответствующего закона субъекта Российской Федерации по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1), 2) и 4), может быть принят только после утверждения в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1) и 2), в отношении которых на очередной налоговый период налоговая база по налогу определяется исходя из кадастровой стоимости (далее – Перечень), формируется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1) и 2), не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

Начиная с налогового периода 2019 года в ст.

предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом нижеприведенных особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания;
  • в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не определена, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений статьи 378.2 НК РФ.

Форма уведомления.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Приказ ФНС России № ММВ-7-21/575@ внес следующие основные изменения в действующую форму декларации по налогу на имущество организации:

  • из разд. 2 исключены поля «в том числе недвижимое имущество» (код строки 141) и «Остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12 (в рублях)» (код строки 270);

  • исключены положения, касающиеся представления декларации по местонахождению обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс;

  • из п. 1.6 порядка заполнения декларации исключены положения о процедуре представления одной налоговой декларации в отношении подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ суммы налога, по согласованию с налоговым органом по субъекту РФ;

  • разд. 3 декларации дополнен строкой с кодом 095 «Коэффициент Ки» – в декларацию и порядок ее заполнения внесены положения, позволяющие учитывать при исчислении налога изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения;

  • порядок заполнения декларации дополнен положениями, предоставляющими возможность исчисления налога в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения в течение налогового периода качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения, при возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности (права хозяйственного ведения) на указанный объект;

  • разд. 2.1 декларации дополнен полем «Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации» (код строки 030), которое заполняется в случае отсутствия у объекта недвижимого имущества кадастрового номера и условного номера, указанных в ЕГРН, и наличия инвентарного номера, а также присвоенного этому объекту адреса на территории РФ;

  • порядок заполнения декларации дополнен приложением 7 «Коды субъектов Российской Федерации».

В налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций внесены аналогичные поправки.

Внесенные изменения обусловлены следующими изменениями в гл. 30 НК РФ:

  • с 1 января 2019 года из состава объектов обложения налогом исключается движимое имущество (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ);

  • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ).

Что касается вступления в силу новых форм, Приказ ФНС России № ММВ-7-21/575@ вступил в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования и применяется начиная с представления налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за I квартал 2019 года.

Соответственно, налоговая декларация и налоговый расчет по авансовому платежу по налогу за отчетные и налоговый периоды 2018 года заполняются в соответствии с Приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@, то есть по форме декларации, действовавшей в 2018 году до рассматриваемых новшеств.

За отчетные и налоговые периоды начиная с первого отчетного периода 2019 года отчетность по налогу заполняется по новым формам (письма ФНС России от 01.11.2018 № БС-4-21/21319@, от 22.11.2018 № БС-3-21/8670@).

Форма уведомления.

  • сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика – ИНН, КПП, наименование организации, номер контактного телефона;

  • код налогового органа, куда будет представляться единая налоговая отчетность;

  • налоговый (отчетный) период, в течение которого применяется обозначенный выше порядок представления налоговой отчетности.

Рекомендуемая форма уведомления приведена в Письме ФНС России от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@. Подчеркнем, что форма носит рекомендательный характер, то есть можно уведомить налоговиков и в произвольной форме, указав вышеприведенные данные.

В Письме ФНС России от 03.12.2018 № БС-4-21/23363@ говорится, что в случае несоблюдения указанных выше условий представления единой налоговой отчетности по налогу УФНС по субъекту РФ, в которое представлено уведомление, проинформирует в установленном порядке налогоплательщика о причинах, по которым уведомление не может рассматриваться как основание представления единой налоговой отчетности.

К таким причинам, в частности, относятся:

  • представление уведомления после окончания предельного срока для представления налоговой отчетности по налогу за первый отчетный период 2019 года;

  • представление уведомления без заполнения соответствующих реквизитов или с ошибочными реквизитами (например, представление уведомления за налоговый период, не совпадающий с периодом представления уведомления);

  • отсутствие постановки на учет налогоплательщика в соответствии со ст. 83 НК РФ в налоговом органе, который выбран для представления единой декларации (расчетов) по налогу;

  • наличие в субъекте РФ закона, устанавливающего в налоговом периоде представления уведомления нормативы отчислений от налога в местные бюджеты;

  • представление уведомления в случае, если у налогоплательщика в субъекте РФ имеются (на праве собственности или праве хозяйственного ведения) исключительно объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость.

Разработана рекомендуемая форма данного сообщения, в котором будут указаны конкретные причины фактически отказа в представлении единой декларации по налогу на имущество.

^К началу страницы

Сумманалога=Ставканалога*Налоговаябаза

Сумманалога=Ставканалога*Налоговаябаза -Cуммаавансовыхплатежей

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении имущества, облагаемого налогом по среднегодовой стоимости, исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере
одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества (за исключением имущества, указанного в абзацах первом – третьем пункта 24 статьи 381 НК РФ), определенной за
отчетный период в соответствии с пунктом 4 ст. 376 НК РФ.

В отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ.

Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном

, с учетом следующих особенностей:

  • сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
  • в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 1 или 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 я

Статья 45 НК РФ требует, чтобы плательщик самостоятельно делал фискальные взносы. Организация рассчитывает объем отчислений и переводит деньги. Сотрудники налоговой инспекции проводят проверку по отчетным документам и уточняют необходимость доплаты.

Даты фискальных отчислений за имущество устанавливаются на уровне регионов. Для большинства случаев это три авансовых взноса и четвертый, дополняющий сумму налога до необходимой:

  • до 30 апреля – за I квартал;

  • до 30 июля – за полугодие;
  • до 30 октября – за 9 месяцев;
  • до 30 января следующего года – итоговый взнос.

Способы

Статья 58 НК РФ разрешает наличную и безналичную оплату налогов, но на практике работает только второй способ. Внося деньги через кассу банка без открытия расчетного счета, бухгалтер организации должен указать реквизиты:

  • Основные. Данные плательщика — физического лица.

  • Справочные. Информация о компании, за которую ведется перечисление.

В этой ситуации финансы будут зачислены на лицевой счет самого физлица, а у организации возникнет задолженность из-за неуплаты, начнут начисляться пени.

Чтобы избежать этого, фискальные взносы юридических лиц необходимо оплачивать только в безналичной форме – банковским перечислением со счета.

Налогообложение имущества организаций имеет следующие особенности:

  • Производится по месту нахождения объекта, а не регистрации юрлица.

  • Если недвижимость принадлежит обособленному подразделению с собственным балансом, то юридическое лицо само рассчитывает авансовые платежи и производит необходимые перечисления.

Правила и срок уплаты пошлины на собственность регулируются ст. 3 Закона г. Москвы № 64. Так, имущественный сбор уплачивают до 30 марта налогового года включительно. Авансы вносят до окончания календарного месяца, который следует за отчетным.

Отчетность по налогу на имущество

В соответствии с Приказом ФНС № ММВ-7-11/478@ для фискальных платежей за имущество готовится декларация по форме КНД 1152026. Она подается в налоговую инспекцию только по итогам года, а на квартальные авансовые платежи предоставляется расчет суммы. Крайние сроки подачи:

  • за квартал – до 30 апреля;

  • за полгода – до 30 июля;
  • за 9 месяцев – до 30 октября;
  • годовая отчетность – до 30 марта следующего года.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт
Adblock detector