Метро относится к ржд

Видео по теме

Железнодоро́жный
тра́нспорт — вид
наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется
колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. В отличие от
автомобильного транспорта, где транспортное средство просто движется по
подготовленной поверхности, железнодорожный транспорт направляется путями, по
которым он идёт.

Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс,
установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно
оснащённый металлическими колёсами. Однако возможно и другое устройство путей,
например, безбалластный путь, где пути прикреплены к цементной основе.

Подвижной
состав железнодорожного транспорта обычно имеет меньшее сопротивление трению по
сравнению с автомобилями, а пассажирские и грузовые вагоны могут быть сцеплены
в более длинные поезда. Движущей силой в поездах являются локомотивы,
использующие электричество или производящие собственную мощность, обычно
дизельными двигателями.

Железнодорожный транспорт является безопасным видом
транспорта по сравнению с другими его видами. Железнодорожный транспорт
способен справляться с большими объёмами пассажиро- и грузопотоков и является
энергоэффективным, однако обычно менее гибкий и более капиталоёмкий, чем автомобильный
транспорт при меньшей загрузке транспортной сети.

Трехгорная мануфактура

Старейшие
железные дороги, где человек сам тянул груз, относятся к VI веку до н. э, а
Периандр, один из семи мудрецов, считается её изобретателем. Железные дороги
расцвели после изобретения в Великобритании паровой машины, ставшей важным
источником энергии в XVIII и XIX веках.

Паровые двигатели позволили строить
железные дороги на большие расстояния, что, в свою очередь, стало одним из
важнейших компонентов индустриальной революции. Железные дороги снизили
стоимость доставки, а также потери товаров по сравнению с водным транспортом,
где корабли часто тонули.

В 1880-х
появились поезда, работающие на электричестве, а также появились первые трамваи
и метрополитены. Начиная с 1940-х не электрифицированные железные дороги
большинства стран стали заменять паровые локомотивы на дизель-электрические,
практически завершив этот процесс к 2000 году.

Железная дорога

Основная
статья: Железнодорожная сеть

Такой звук
издают колеса вагонов от трения об рельсы и ударах на стыке рельсов при
движении поезда (4-осные пассажирские вагоны с 2-колёсными парами на тележке.
Звук записан в тамбуре вагона, то есть слышны парные стуки колёсных пар двух
соседних вагонов со стороны этого тамбура).

Понятие железная
дорога (устар. чугунка) обозначает оборудованную рельсами полосу
земли либо поверхности искусственного сооружения (тоннель, мост, эстакада),
которая используется для движения рельсовых транспортных средств. Железная
дорога может состоять из одного пути или нескольких.

Железные дороги бывают с
электрической, дизельной, турбинной, паровой или комбинированной тягой. Особый
вид железных дорог — зубчатые. Обычно железные дороги оборудуются системой
сигнализации, а железные дороги на электрической тяге — также контактной сетью.
Различают железные дороги общего пользования, промышленные железные дороги
(подъездные пути предприятий и организаций) и городские железные дороги —
метрополитен и трамвай.

Термин железная
дорога также используется для обозначения транспортной железнодорожной системы
по перевозке пассажиров и грузов вообще.

  • В России
    эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляла
    в 2013
    году 86 тыс. км, протяжённость
    трамвайных путей — 2497 км, метрополитена — 512 км.
    Крупнейшей железнодорожной компанией на сегодняшний день является Открытое
    акционерное общество «Российские железные дороги». Крупнейший по
    протяжённости путей метрополитен находится в Москве, а крупнейшая по
    протяжённости трамвайная сеть — в Санкт-Петербурге.

История железнодорожного транспорта

История
роста, упадка и восстановления железнодорожного транспорта может быть поделена
на несколько периодов, определявшихся используемой энергией

Допаровая эра

Самые ранние
данные о рельсовых дорогах относятся к волоку Диолк, где суда транспортировались
через Коринфский перешеек в Греции в VI веке до н. э.. Тележки
толкались рабами по углублениям в известняке, являвшимся частью дороги. Диолк
существовал на протяжении более 600 лет.

Рельсовые
дороги стали вновь появляться в Европе после Тёмных веков. Самым ранним
упоминанием таких дорог в Европе является витраж во Фрайбургском мюнстере в
Германии, датируемый примерно 1350 годом. В 1515 году Маттхеус Ланг описал
Райсцуг, фуникулёрную рельсовую дорогу в Хоэнзальцбург в Австрии.

В 1550 году
узкоколейные дороги с деревянными рельсами часто встречались в шахтах в Европе.
К XVII веку деревянные гужевые рельсовые дороги были широко распространены в
Великобритании для транспортировки угля из шахт к причалам на каналах для
последующей перегрузки на корабли.

В 1755 году для перевозки породы на рудниках
Алтая уже был построен узкоколейный путь с деревянными рельсами, по которым
двигались деревянные же вагонетки. Миддлетонская железная дорога в Лидсе,
старейшая в мире железная дорога, построена в 1758 году. В 1764 году была построена
первая гравитационная железная дорога в США в Льюистоне, штат Нью-Йорк. Первой
постоянной конкой была Лейперская железная дорога в 1810 году

Первой
дорогой, сделанной именно из железа, в виде чугунных листов поверх деревянных
рельс, была запущена в 1768 году. Это нововведение позволило иметь различную
ширину колеи. В 1790-х полностью железные рельсы стали появляться в
Великобритании В 1788 году в Петрозаводске был построен «Чугунный
колесопровод» — первая в России железная дорога.

В 1803 году Уильям
Джессоп открыл Железную рельсовую дорогу Сюррея в южном Лондоне, возможно
первую в мире общественную железную дорогу на гужевой тяге. Изобретение Джоном
Биркиншоу рельсов из кованного железа в 1820 году позволило увеличить длину
коротких, хрупких и часто неодинаковых чугунных рельс до 15 м. В 1857 году их
заменили стальные рельсы.

Век пара

«Развитие
парового двигателя во время индустриальной революции в Великобритании
подстегнуло идеи мобильного паровоза, который мог бы буксировать поезда по
рельсам. Паровые машины Джеймса Уатта, запатентованные в 1769 году (и затем
изменённые в 1782 году), были тяжёлыми двигателями с низким давлением, что
делало их непригодными для использования в локомотиве.

Тем не менее, в 1804
году, применяя пар под высоким давлением, Ричард Тревитик показал в
Мертир-Тидвил, Великобритания, первый поезд на паровой тяге. Показательный
заезд имел противоречивый успех, сломав часть хрупких чугунных рельс. Два года
спустя первая пассажирская железная дорога на гужевой тяге была открыта между
Суонси и Мамблз.

Метро

Ранние паровые железные дороги Великобритании

В 1811 году
Джон Блекинсоп спроектировал первый успешный и практичный железнодорожный
локомотив— зубчатую железную дорогу, работавшую на паре между Миддлетонской
угольной шахтой и Лидсом на Миддлетонской железной дороге. Паровоз Саламанка
был построен в следующем году.

В 1825 году Джордж Стефенсон построил Locomotion
№ 1 для железной дороги Стоктон — Дарлингтон в северо-восточной Англии,
ставшей первой в мире общественной паровой железной дорогой. В 1829 году он
построил Ракету, которая участвовала и победила в Рейнхильских состязаниях.

В 1830 году
открылась первая междугородная железная дорога, Железная дорога Ливерпуль —
Манчестер. Ширина колеи при этом была такой же, как на более ранних гужевых
рельсовых дорогах, а также железной дороге Стоктон — Дарлингтон. Ширина
колеи 1435 мм стала международным стандартом и используется примерно в
60 % мировых железных дорог. Эта стандартизация подтолкнула активное
развитие железнодорожного транспорта за пределами Великобритании.

К началу
1850-х в Британии было более 7 000 миль (11 000 километров) железных дорог,
«удивительное достижение, учитывая, что прошло лишь 20 лет с открытия железной
дороги Ливерпуль — Манчестер».

Ранние железные дороги США

Железные
дороги США строились в гораздо большем масштабе, чем в Континентальной Европе,
как по покрытым расстояниям, так и по габаритам подвижного состава, что
позволило использовать более тяжёлые локомотивы и двухуровневые поезда.
Железнодорожная эра США началась в 1830 году, когда локомотив Том Тамб Питера
Купера впервые проехал 21 километр по рельсам железной дороги «Балтимор и
Огайо».

В 1833 году второй пробег в стране прошёл 219 километров от Чарлстона
до Гамбурга, в штате Южная Каролина. Тем не менее до 1850-х железные дороги не
предоставляли услуг по перевозкам на большие дистанции по приемлемой цене.
Путешествие из Филадельфии в Чарлстон проходило по восьми колеям разной ширины,
что означало, что пассажиры и грузы должны были менять поезд семь раз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт
Adblock detector